Земной круг.
о сути одного проекта

Будущность стран Северо-Восточной Азии во многом зависит от их приверженности традиции, от символов, образов, стереотипов, хранимых глубинами этнического подсознания. Направят ли берега памяти судьбы народов своих в одно русло! Удержат ли возможный разлив унаследованных обид и притязаний!Ведь история региона такова, что целый ряд одних и тех же мест напоминает о прошлом народам разным, и каждый из них считает места эти своими и тянется к ним не только душой и сердцем... Владивосток (Хайшэньаэй),Уссурийск(Кайюань),Далянь(Дальний), Люйшунь(Порт-Ар­тур),Курильские острова,Хар­бин—вот далеко не полный пе­речень мест, вызывающих но­стальгические переживания у русских, китайцев,японцев... Но, как известно,в физическом мире разные тела не могут занимать одно место одновре­менно. Поэтому материализа­ция воспоминаний нередко чревата опасными последстви­ями...
Как сделать так, чтобы вол­ны человеческой памяти не выбрасывали нас на скалы? Чтобы освоение региона раз­ными народами не разъединя­ло, а сближало людей? Чтобы разные взгляды на одну тер­риторию не создавали между людьми стены из страха и зло­бы?

Несмотря на внешний дра­матизм встречи различных культур Тихоокеанского побе­режья, она таит не только воз­можности конфликтов. Она сосредоточивает творческое внимание народов на понима­нии друг друга, на поисках своего и общего. А общим для всех людей является их зем­ной круг: от места к месту, от поколения к поколению, от мечты к реальности и от ре­альности к воспоминаниям. Мы все принадлежим одному кругу. И наше событие в нем под­держивается традицией.
Обыкновенно о традиции го­ворят, как о чем-то косном, тормозящем движение, чуж­дом дню сегодняшнему. Но именно она воспроизводит в человеке способность созна­вать себя вечным скитальцем, быть «всегда другим», уважать «другое», сообщаться с «дру­гими»...
Обычно мы не осознаем свою вовлеченность в тради­цию, обусловленность ею сво­их восприятий и оценок. Ее границы неуловимы й проз­рачны для нас. Но в погранич­ных местах, столь любимых русскими, на международных перекрестках, аналогичных Российскому Приморью, то и дело возникают проблемы взаимопонимания: между про­шлым и настоящим, коренными народами и переселенцами, эт­ническим большинством и меньшинствами, краем и цент­ром, соседними областями, за­рубежными странами и т.д... А это заставляет сравнивать взгляды на территории, при­надлежащие различным куль­турам и субкультурам, создает атмосферу напряженного по­иска корня жизни...

Как ни парадоксально, но с миром традиции лучше всего знакомиться нетрадиционными путями: через современное ис­кусство, современное гумани­тарное знание, современные информационные технологии. Они, казалось бы, должны явиться врагами традиции, ее губителями. Однако только их «инструментарий», их «язык» способен охватить и поднять на свет божий глубинные пла­сты многонационального куль­турного слоя. На переднем крае этих отраслей традиция уже давно стала объектом реф­лексии. Поэтому не случайна их встреча под крышей про­екта, получившего название «Берега памяти: осмысление региона» (Он разработан ху­дожником С. Белоусовым и автором этих строк).

Наш проект предполагает ос­вещение с различных профес­сиональных и культурных то­чек зрения образа Российско­го Приморья. Мы пытаемся создать международный кол­лектив для совместного твор­чества на эту тему. Ожидаем, что представители разных на­родов региона, разнообразных направлений и сфер деятель­ности, соприкоснувшись с прошлым и настоящим края, припомнят или вновь ощутят внутреннее сродство с ним и выразят свои подспудные впе­чатления о нем. Думается, что, таким образом, люди и их язы­ки станут понятнее друг другу. На наш взгляд, лучше всего к этому располагает атмосфера выставки. Но не обычной, а объединяющей разнородные знаковые системы, как архаич­ные, так и суперсовременные.

Первая выставка из задуман­ной серии прошла в июле—ав­густе 1993 г. во Владивостоке в залах Приморской картинной галереи. Она была приурочена к Международному году ко­ренных народов мира. Пе­ред зрителями Приморье предстало в образе мос­та, связующего берега сла­вянской и аборигенной куль­тур. Напомню, что в крае про­живают удэгейцы, нанайцы,орочи и тазы. Они являются носителями наиболее древнего пласта исторического сознания территории.Несмотря на мало­численность и опасность асси­миляции, коренные народы Приморья сохранили самобыт­ную культуру,тесно связан­ную с природой уссурийской тайги и славянским окружени­ем. Волей судьбы их ближай­шими соседями оказались рус­ские старообрядцы. Значи­тельную долю в круге их об­щения составляют выходцы с Украины и Белоруссии.

Тема выставки определила строй экспозиции. В нее вош­ли произведения современно­го искусства по мотивам мест­ных легенд (роспись по шелку, горячий батик, нетканый гобе­лен, кожаная пластика, кера­мика, фарфор и т. д.), выпол­ненные известными примор­скими художниками С.и Е.Белоусовыми, Г.Добрыниной, А.и О.Калюжными, В.Клямко, Т.Лимоненко, А.Онуфриенко, Т.Сусловой; фотоработы Г. Хрущева и В. Подмаскина, запечатлевшие живописные островные ландшафты, памят­ные места, сцены из жизни ко­ренных народов. В оформле­нии выставки использовались археологические и этнографи­ческие предметы из коллекций Приморского государственного музея им. В.К.Арсеньева, Му­зея этнографии и археологии Дальневосточного госуниверси­тета, Приморской картинной галереи. Здесь же экспониро­вались разные тексты, русские карты Сибири XVII века, дру­гой иллюстративный материал, выражающий представления славян и аборигенов о крае.

Пространство выставки было подчеркнуто многомерным. И хотя не все попадало в цель, зрители ощущали, что этот ла­биринт сцеплений и ассоциа­ций имеет некий фокус или, точнее,«сердце». Одними скрытая глубина чувствовалась в нетканом гобелене С. и Е. Белоусовых «Легенда о Куань Юне», другими—в компози­ции О.Калюжной «Пробужде­ние» (шамот, глина,глазурь,стекло),третьими—в ветхой от времени деревянной скульпту­ре XVI века, изображавшей ки­тайскую богиню Гуэньинь—покровительницу женщин, спа­сительницу людей от всевоз­можных бедствий. Что-то объе­диняло названные произведе­ния, что-то в них переклика­лось и создавало'вокруг нап­ряженное смысловое поле. Чешуйчатая поверхность и неописуемый цвет выражали зримое созвучие. Гуаньинъ и великолепных сосудов компо­зиции — то ли коконов, то ли свитков из листьев. Они, каза­лось, символизировали прора­стание новой жизни сквозь старую. Некоторые из них, повторяя внешним слоем «ос­колочную» фактуру восстанов­ленных археологами сосудов, акцентировали внимание на мощном прорыве, новой фор­мы, созревшей в глубине и го­товой расширением тугой пло­ти сбросить с себя остатки старой оболочки.Сбросить,но в качестве чего: мягких ли­стьев или острых осколков? Движение в себя из себя сквозь себя. Концентрация! и рассредоточение...Сказочный приморский лотос, поразивший талантливую художницу грубостью своей сердцевины...

Как это перекликалось с произведением Белоусовых, изображавшим «любовный тре­угольник»,сгубивший древнюю цивилизацию Приморья,героев удэгейско-маньчжурского предания о сучанском царе Куань Юне (Коюне) и его иечеловеческой страсти к красави­це Хунлэнюй жене нингуткого правителя.«Конец света» на «краю земли»,гибель царства и рождение,удегейского народа,жажда чужого и верность своему... Может быть, эхом этого символического.события, явился загадочный образ «Никанского царства»,по традиций рисовавшийся древнерусскими; картографами на берегу Японского моря, севернее Кореи по соседству с нелепой надписью в устье Амура о том, что «До сих мест царь Александр Македонский доходил,..» Может быть, уже от него протянулась едва приметная тропка и «Куполам Беловодья» с вечной мечтой о «земном рае» на восточном краю земли с надеж­дой на. чудесное спасение в апокалипсической пустыне с помощью могучих орлиных крыльев; с неиссякаемой верой; » возвращение к коренному, настоящему...

На выставке проект заявит о себе.Темы, достойные спе­циального развития, были обоз­начены лишь выразительными штрихами. Но их оказалось достаточно, чтобы у нас появились единомышленики. Среди них тихоокеанский альманах "Рубеж", лаборатория информационных технологий Дальневосточного технологического института, первая частная радиостанция "Владивосток", Дальневосточное отделение Комиссии России по делам ЮНЕСКО, художник Ф. Морозов, искусствовед М.Куликова и т.д.Надеемся, что со временем их станет еще больше, что идеи проекта найдут отклик в самых широких кругах и "Берега памяти"засверкают гранями драгоценного ожерелья тихоокеанских культур и наше Российское Приморье займет среди них достойное место.

В. Соколов (газета"Культура" 9 апреля 1994г. №13(6921))

 

"Берега памяти осмысление региона" проект международного культурного сотрудничества. В.Н. Соколов, С.С.Белоусов. Владивосток. 1993 г.

Вид с горы Эр-Най-Шань. р. Сучан

Владимир Соколов. Елена Белоусова.

Выставка "Берега памяти".Приморская картинная галерея. Владивосток.1993г.

"Легенда о Куань Юне", авторская техника,текстиль, 140х120. 1993г. Елена и Сергей Белоусовы

"Приближение к тайнам", холст, сизаль,вышивка 130х100. 1993г. Елена и Сергей Белоусовы

"Берега памяти". Экспозиция проекта в залах музея им. Арсеньева В.К.

"Танец шамана", кожа, Белоусов С.С.

Hosted by uCoz