|
Земной круг.
о сути одного проекта
Будущность стран Северо-Восточной Азии во многом зависит от их приверженности традиции, от символов, образов, стереотипов, хранимых глубинами этнического подсознания. Направят ли берега памяти судьбы народов своих в одно русло! Удержат ли возможный разлив унаследованных обид и притязаний!Ведь история региона такова, что целый ряд одних и тех же мест напоминает о прошлом народам разным, и каждый из них считает места эти своими и тянется к ним не только душой и сердцем...
Владивосток (Хайшэньаэй),Уссурийск(Кайюань),Далянь(Дальний), Люйшунь(Порт-Артур),Курильские острова,Харбин—вот далеко не полный перечень мест, вызывающих ностальгические переживания у русских, китайцев,японцев... Но, как известно,в физическом мире разные тела не могут занимать одно место одновременно. Поэтому материализация воспоминаний нередко чревата опасными последствиями...
Как сделать так, чтобы волны человеческой памяти не выбрасывали нас на скалы? Чтобы освоение региона разными народами не разъединяло, а сближало людей? Чтобы разные взгляды на одну территорию не создавали между людьми стены из страха и злобы?
Несмотря на внешний драматизм встречи различных культур Тихоокеанского побережья, она таит не только возможности конфликтов. Она сосредоточивает творческое внимание народов на понимании друг друга, на поисках своего и общего. А общим для всех людей является их земной круг: от места к месту, от поколения к поколению, от мечты к реальности и от реальности к воспоминаниям. Мы все принадлежим одному кругу. И наше событие в нем поддерживается традицией.
Обыкновенно о традиции говорят, как о чем-то косном, тормозящем движение, чуждом дню сегодняшнему. Но именно она воспроизводит в человеке способность сознавать себя вечным скитальцем, быть «всегда другим», уважать «другое», сообщаться с «другими»...
Обычно мы не осознаем свою вовлеченность в традицию, обусловленность ею своих восприятий и оценок. Ее границы неуловимы й прозрачны для нас. Но в пограничных местах, столь любимых русскими, на международных перекрестках, аналогичных Российскому Приморью, то и дело возникают проблемы взаимопонимания: между прошлым и настоящим, коренными народами и переселенцами, этническим большинством и меньшинствами, краем и центром, соседними областями, зарубежными странами и т.д... А это заставляет сравнивать взгляды на территории, принадлежащие различным культурам и субкультурам, создает атмосферу напряженного поиска корня жизни...
Как ни парадоксально, но с миром традиции лучше всего знакомиться нетрадиционными путями: через современное искусство, современное гуманитарное знание, современные информационные технологии. Они, казалось бы, должны явиться врагами традиции, ее губителями. Однако только их «инструментарий», их «язык» способен охватить и поднять на свет божий глубинные пласты многонационального культурного слоя. На переднем крае этих отраслей традиция уже давно стала объектом рефлексии. Поэтому не случайна их встреча под крышей проекта, получившего название «Берега памяти: осмысление региона» (Он разработан художником С. Белоусовым и автором этих строк).
Наш проект предполагает освещение с различных профессиональных и культурных точек зрения образа Российского Приморья. Мы пытаемся создать международный коллектив для совместного творчества на эту тему. Ожидаем, что представители разных народов региона, разнообразных направлений и сфер деятельности, соприкоснувшись с прошлым и настоящим края, припомнят или вновь ощутят внутреннее сродство с ним и выразят свои подспудные впечатления о нем. Думается, что, таким образом, люди и их языки станут понятнее друг другу. На наш взгляд, лучше всего к этому располагает атмосфера выставки. Но не обычной, а объединяющей разнородные знаковые системы, как архаичные, так и суперсовременные.
Первая выставка из задуманной серии прошла в июле—августе 1993 г. во Владивостоке в залах Приморской картинной галереи. Она была приурочена к Международному году коренных народов мира. Перед зрителями Приморье предстало в образе моста, связующего берега славянской и аборигенной культур. Напомню, что в крае проживают удэгейцы, нанайцы,орочи и тазы. Они являются носителями наиболее древнего пласта исторического сознания территории.Несмотря на малочисленность и опасность ассимиляции, коренные народы Приморья сохранили самобытную культуру,тесно связанную с природой уссурийской тайги и славянским окружением. Волей судьбы их ближайшими соседями оказались русские старообрядцы. Значительную долю в круге их общения составляют выходцы с Украины и Белоруссии.
Тема выставки определила строй экспозиции. В нее вошли произведения современного искусства по мотивам местных легенд (роспись по шелку, горячий батик, нетканый гобелен, кожаная пластика, керамика, фарфор и т. д.), выполненные известными приморскими художниками С.и Е.Белоусовыми, Г.Добрыниной, А.и О.Калюжными, В.Клямко, Т.Лимоненко, А.Онуфриенко, Т.Сусловой; фотоработы Г. Хрущева и В. Подмаскина, запечатлевшие живописные островные ландшафты, памятные места, сцены из жизни коренных народов. В оформлении выставки использовались археологические и этнографические предметы из коллекций Приморского государственного музея им. В.К.Арсеньева, Музея этнографии и археологии Дальневосточного госуниверситета, Приморской картинной галереи. Здесь же экспонировались разные тексты, русские карты Сибири XVII века, другой иллюстративный материал, выражающий представления славян и аборигенов о крае.
Пространство выставки было подчеркнуто многомерным. И хотя не все попадало в цель, зрители ощущали, что этот лабиринт сцеплений и ассоциаций имеет некий фокус или, точнее,«сердце». Одними скрытая глубина чувствовалась в нетканом гобелене С. и Е. Белоусовых «Легенда о Куань Юне», другими—в композиции О.Калюжной «Пробуждение» (шамот, глина,глазурь,стекло),третьими—в ветхой от времени деревянной скульптуре XVI века, изображавшей китайскую богиню Гуэньинь—покровительницу женщин, спасительницу людей от всевозможных бедствий. Что-то объединяло названные произведения, что-то в них перекликалось и создавало'вокруг напряженное смысловое поле.
Чешуйчатая поверхность и неописуемый цвет выражали зримое созвучие. Гуаньинъ и великолепных сосудов композиции — то ли коконов, то ли свитков из листьев. Они, казалось, символизировали прорастание новой жизни сквозь старую. Некоторые из них, повторяя внешним слоем «осколочную» фактуру восстановленных археологами сосудов, акцентировали внимание на мощном прорыве, новой формы, созревшей в глубине и готовой расширением тугой плоти сбросить с себя остатки старой оболочки.Сбросить,но в качестве чего: мягких листьев или острых осколков? Движение в себя из себя сквозь себя. Концентрация! и рассредоточение...Сказочный приморский лотос, поразивший талантливую художницу грубостью своей сердцевины...
Как это перекликалось с произведением Белоусовых, изображавшим «любовный треугольник»,сгубивший древнюю цивилизацию Приморья,героев удэгейско-маньчжурского предания о сучанском царе Куань Юне (Коюне) и его иечеловеческой страсти к красавице Хунлэнюй жене нингуткого правителя.«Конец света» на «краю земли»,гибель царства и рождение,удегейского народа,жажда чужого и верность своему...
Может быть, эхом этого символического.события, явился загадочный образ «Никанского царства»,по традиций рисовавшийся древнерусскими; картографами на берегу Японского моря, севернее Кореи по соседству с нелепой надписью в устье Амура о том, что «До сих мест царь Александр Македонский доходил,..» Может быть, уже от него протянулась едва приметная тропка и «Куполам Беловодья» с вечной мечтой о «земном рае» на восточном краю земли с надеждой на. чудесное спасение в апокалипсической пустыне с помощью могучих орлиных крыльев; с неиссякаемой верой; » возвращение к коренному, настоящему...
На выставке проект заявит о себе.Темы, достойные специального развития, были обозначены лишь выразительными штрихами. Но их оказалось достаточно, чтобы у нас появились единомышленики. Среди них тихоокеанский альманах "Рубеж", лаборатория информационных технологий Дальневосточного технологического института, первая частная радиостанция "Владивосток", Дальневосточное отделение Комиссии России по делам ЮНЕСКО, художник Ф. Морозов, искусствовед М.Куликова и т.д.Надеемся, что со временем их станет еще больше, что
идеи проекта найдут отклик в самых широких кругах и "Берега памяти"засверкают гранями драгоценного ожерелья тихоокеанских культур и наше Российское Приморье займет среди них достойное место.
В. Соколов (газета"Культура" 9 апреля 1994г. №13(6921))
| |
"Берега памяти осмысление региона" проект международного культурного сотрудничества. В.Н. Соколов, С.С.Белоусов. Владивосток. 1993 г.
|
Вид с горы Эр-Най-Шань. р. Сучан
|
Владимир Соколов. Елена Белоусова.
|
Выставка "Берега памяти".Приморская картинная галерея. Владивосток.1993г.
|
"Легенда о Куань Юне", авторская техника,текстиль, 140х120. 1993г. Елена и Сергей Белоусовы
|
"Приближение к тайнам", холст, сизаль,вышивка 130х100. 1993г. Елена и Сергей Белоусовы
|
"Берега памяти". Экспозиция проекта в залах музея им. Арсеньева В.К.
|
"Танец шамана", кожа, Белоусов С.С.
|
|